1666 год…

11.09.2012

ПРЕМСТВЕННАЯ БЛАГОДАТНОСТЬ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ПОМОРСКОЙ ЦЕРКВИ

Первое наше слово сегодня от нас должно быть отнесено во Славу и честь Творца Вселенной, Истинному Богу и Покровителю нас недостой­ных, за неоставление свободных сынов света истинных христиан-помор­цев, волею Божиею исторических судеб совершающих свое спасение. О спасении которых, заботясь, Сам Господь дает уверение такими словами: «Не бойся малое Мое стадо, яко благоизволи вам Отец ваш дати вам Цар­ство» (Лк. 12, 32). Это то самое «малое стадо», с которым Господь обещал быть до скончания света, видимого мира, глаголя: «И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь» (Мф. зач. 116). Понеже Соборная Церковь к составлению своему не требует известного количества людей, но созидается людьми благочестивыми, твердо и право, хранящими Святую Веру, если и немного их будет. Ибо «благочестие не измеряется многочис­ленностью, но верою правой»1. И «этот род верных не оскудеет, но о коли­честве оного писание нам являет, что «малое стадо» будет сих избранных в последнее время, пред вторым пришествием Христовым. Сие «малое ос­тавшееся стадо» избранных Божиих сам Господь освятит своею благодатию, и рука Его будет покровительствовать им2.
Но сие покровительство Господь обещал не, безусловно. «Аще обещаю вам... некое благо, да не обеспечалитеся обещания ради... ибо Аз достой­ным сущим обещаюся, согрешающим же, наведу муки и томления»3. Гос­подь покровительствует, если «... вы пребудете во словеси Моем, воистину ученицы Мои будете... и уразумеете истину и истина свободит вас». (Ин. 8, 31). И «Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога и в Мя веруйте» (Ин. 14, 1). «Будите во Мне и Аз в вас, яко же розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, выже рождие и иже будет во Мне, и Аз в нем» (Ин. 15,4-5).
Такое предупреждение Христово, означает, «что мы должны сохранять такую чистоту учения Христова, чтобы пребывать только в истинной бла­городной лозе Христа, а потому истинная Церковь должна иметь непре­рывное преемство благочестивого вероучения и преподания таинств»4. Внимая сему Божественному гласу, из сердечной жалости и любви к «малому Христова стада останку», с Божией помощью по силе своего ра­зумения, на основании Богодухновенных Писаний, мы решили показать события тех исторических фактов, окружающих наше бытие, на сконча­ние века предреченных, когда «соблазнятся мнози»!
В это самое указанное Божественным Писанием время, когда события рокового 1666 года убедили ревнителей благочестия и староверия остать­ся на истинном пути древнего благочестия и не желая себе погибели, но надежды ради спасения они укрепляли себя святым пророческим Писани­ем, которое предупреждало их о том, что «время близь», и как «во время Первого Пришествия Христова избранных Божиих малое стадо было, так и в пришествие антихристово уменьшатся правовернии, а зловернии умно­жатся... в сия времена неприятель душ наших прелыцати начнет избран­ных... и как Первенствующая Церковь Христова при апостолех была малочислена, так и в пришествие антихристово...»5. Ибо «Сын Человеческий пришед, обрящет ли веру на земле?» (Лк 18,8). Что значит: «Вопро­сительной речью показывает... очень малое число... мало тогда найдется верующих»6.
В таких пророчески указанных условиях земного бытия староверы-по­морцы остались на высоте добродетели святого древнего благочестия веры. И ныне исповедуют оную, содержат и содевают свое спасение так, как было в силе закона у наших отцов, дедов, прадедов и всех благочестивых россиян с самого просвещения их святым крещением и святою верою при князе Владимире. А потому, мы православны, хотя как люди и впадаем в грехи, но не делаем никакого отступления от апостольской веры. Идите в глубь веков и вы найдете то же исповедание, ту же Святую Веру и то же содевание спасения у греков, от которых приняли мы, россияне, Святую Веру, еще будучи неделимой Вселенской Православной Святой Соборной и Апостольской Церкви на Западно-католическую и Восточно-православ­ную (Кафолическую). Идя далее, вы дойдете до Соборов, защищавших Истину вселенскую на Вселенских Соборах. Идите далее, пройдете века гонений, дойдете до века апостольского - и усмотрите там то же испове­дание и то же содевание спасения. А то, чему учили и что учредили апос­толы, принято было ими от Господа нашего Исуса Христа (Ал. зач.68.). Господь же Исус Христос говорил и делал как принял от Отца (в Тайне Пресвятыя Троицы). Вот откуда вера наша святая и источник ея - из недр Божественной глубины истекает. Таким образом, «Вера наша есть свя­той Дар Божий»7.
Библия, Ветхий Закон свидетельствуют, что Бог-Отец от начала в Сио­не познавался учреждением Закона, и созиданием Церкви «Святая Святых» и через пророков действовал. Затем «Бог-Слово Исус Христос Сын Божий Единосущный Отцу родися плотию, и обрезася, по четыредесяти дней в Церковь принесеся, воспитан бысть, крестися, преобразися, распятая и по­гребен бысть, и воскресе, и, четыредесят дней пребыв, вознесеся на небе­са... и седе одесную Бога Отца»8, как об этом Священное Евангелие свиде­тельствует. «В Божественне лице Дух Пресвятыи... на апостолы сниде. иже от единого Отца исходит, со Отцем и с Сыном споклоняем есть и ославим..., Сей Дух Святыи Господь и Бог есть, Сей Дух Святыи Закон Благодати во Иеросалиме подал, Сей научил и апостол из Иеросалима на всю Вселенную учение истинное испустити»9.
Это свидетельствует и Божественный апостол Лука в Деяниях: «вы же... приимете силу нашедшу Святому Духу на вы. и будете Ми свидетели во Иеросалиме же, и во всей Июдеи и Самарии, и даже до последних земли» (Зан. 1).
Отсюда же и Господь наш Исус Христос, поевшая своих Божествен­ных учеников на всемирную проповедь, повелел: учить все народы, «крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти еся елико заповедах вам» (Мф. зач.116). «Повелевая крестить во имя Святыя Троицы. Христос преподал нам богословское учение... соблюдать которое, мы обя­заны все и постоянно»10. Вот почему «Оставляя Благодать Божию, унасле­дованную от Христа (Деян. 1,8),... апостоли хотели, чтобы были совершен­ны и безукоризнены во всем те, кому оставляли свое место учительства, так как от их правильного действия должна происходить великая польза челове­честву, а от падения их - величайшее несчастье» 11.
Но к крайнему сожалению, не все обращали и обращают свое внима­ние к испытанию и рассмотрению в свете Святых Писаний тех историчес­ких событий во области церковной бывших, которые произошли во время Ея земного бытия. Так, проповедь Евангелия в первые века распростране­ния христианства, была омрачена неистовой ненавистью жидовских книж­ников и фарисеев и жестоким языческим преследованием христиан в те­чение почти трех столетий. Но и во времена расцвета благочестия враг рода человеческого диавол не прекращал возмущать Церковь ересьми и расколами. Тогда для оправдания вселенской Истины и были созываемы Вселенские Соборы, которые и составляли Высшую Власть в Христовой Церкви, и их постановления имеют для всех христиан обязательное значе­ние. И наоборот, определения, противные постановлениям Вселенского Собора, признаются Церковью не действительны12.
Но не всем нравились такие постановления Вселенской Церкви. Често­любие римских пап в делах веры и их притязания на верховную власть над Вселенской Церковью были очевидны. Они стали доказывать, что один из пяти бывших тогда патриархов должен быть главным над остальными и им должен быть римский папа. Это вызвало борьбу, которая стала величайшей в христианском мире бедой, и окончилась тем, что римско-католическая церковь отпала от Восточной Церкви. Римские папы своими действиями внесли ересь и погубили заповедь злочестивым учением. Они изменили догматы веры, исказили Символ Веры, утвержденный на вечные времена, исказили и содержание, и смысл многих церковных таинств, святое Креще­ние и Божественную литургию и многое другое. «Римский папа отринувся от греческия области и от царства и взял на ся не токмо престол и власть царскую и святительскую, но и Божию»13.
И хотя начало отступления произошло через раскол, но отступившая от Православия западная латино-католическая церковь уже не имела на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати (из-за ере­си), а потому «пресеклось законное преемство... так как... отторженные соделались мирянами... и не имеют власти (благодатно) ни крестить, ни рукополагать, и не могут преподать другим Благодать Святаго Духа, от которого сами отпали... такого правила держится Вселенная Православ­ная Церковь»14.
«Таким образом, к концу первого тысячелетия оставалась... только Гре­ко-Восточная Церковь в Православии и единомысленные с нею, какова была, по Благодати Божией, Российская Церковь»15.
Но претензия римских пап на мировое господство продолжалась столе­тиями не только в том, что он объявлялся не погрешимым наместником Христа, но и с помощью соответствующего воинства, огнем и мечем кото­рого сеялось ужасное бедствие и смерть, да бы распространить свое влады­чество, и другими последующими изощренными иезуитскими действиями в делах веры, которые отразились и на Юго-Западе нашего Отечества. След­ствием такого рода манипуляций папских легатов и явилась Флорентий­ская уния 1439г. Ав 1595г. отпала почти вся Малая Россия от истинной веры и присоединилась к Римскому папе на правах злочестивой унии (Брестская уния 1596 г.). «В памяти христианских народов Востока эти унии запечатле­лись как ассоциирование со всей католико-римской церковью как ересию»16. К сожалению, такое объединение с ересию ведет к потере Благодати Духа Святого, ибо, «тот кто перестает соблюдать Заповеди Божий... тот произ­вольно отчуждается от Господа»17.
«Только Русская Православная Церковь, держась апостольского разу­ма в вере - «ты же пребывай, в них же научен еси» (2Тим. 3 -14), видя, как греческая сторона (церковь) пошла на сговор с римским папой, привед­ший к заключению Флорентийской унии... тогда только... пошла на разрыв и отделилась от греков»18. И не без серьезного основания, ибо римские папы развратили Грецию и наполнили ее ересью, через печатание книг в Венеции и внесение в них ересей. И хотя «Греки аще и мнят держати свя­тую веру православную, но воистину прельщают и обманывают: облива­ют в крещении и не по святых отец жительствуют и крестов на себе не носят»19. Русские же писатели книги Кириловой и книги О Вере еще видели в России неизменно соблюдающееся истинное благочестие в конце XVI века.
Таким образом, и Греко-Восточная церковь, пойдя на сговор с запад­ной церковью и приняв унию римского папы, так же, как и Римская цер­ковь, утратила свое благочестие, а вместе с благочестием и преемственно передаваемую благодать рукоположения. «После падения Рима и Кон­стантинополя в ересь... Москва оставалась центром истинно-христианс­ких народов»20.Ас избранием в 1589 году митрополита Иова патриархом Московским и всея Руси было объявлено: «Москва - Третий Рим по бла­гочестию».
Насколько такое учение было близко сердцам наших предков доказы­вает, то религиозное воображение, в котором утвердилась мысль, что Мос­ква по преемству христианской Веры является Третьим Римом. «И это в действительности означало, что благочестие оставалось только на Руси... И русский благочестивый народ более всего радел о сохранении в чистоте своей Православной Веры: ибо чистота, неповрежденность, однородность веры с апостольским учением есть как одно из важнейших доказательств Богооткровенности Православия»21. И так мы, в лице наших предков были до события вещей времени рокового 1666 года, когда «падение звезд не­бесных на землю», то есть святительского чина в земное мудрование совер­шилось. Но история идет своим чередом, и Священное Писание предупрежда­ет: «Блюдитеся (будьте внимательны), яко дние лукави суть, и время своя слуги собирает... и многи учители погибели»22. Этот чаемый год 1666 при­шел. Москва пала в ереси, и в народном сознании укрепилась мысль, что наступило царство антихриста, - царство отступления от чистой веры Христовой, царство зла, безверия и умножения беззаконий. «Аще кто дос­тигнет тех времен, на брань с самим дияволом»23.
Благочестивый русский народ был насторожен и ждал, и вот произош­ли события, виной которых были соборы 1666-1667 гг. И чем серьезнее ревнители благочестия обращали свое внимание на эти события, тем бо­лее воочию убеждались в исполнении вышеуказанных «событий времен 1666 г.». Когда не только русская сторона, но и греческая подписали акт нарушения догматов Православной (Вселенской) Церкви, нарушена была Вера Святая, тогда разрыв между древним благочестием и нововведения­ми Никона был очевиден для простого благочестивого русского народа. Это означало собою отход от Вселенской Церкви и окончательный разрыв с древнерусским благочестием, со святой Русью. Это доказали Деяния со­боров 1666-67 гг. Они и определили собою конечное падение всего суще­ствующего на лице земном православного священства.
Все это заставило твердых в благочестии и верных преданиям людей, не желавших принять никоновы и его соборов новшества, не признавать их церкви, где открыто утверждались и господствовали ереси. Таким об­разом образовалось разделение русской церкви на старообрядчество, не пожелавшее изменять древнерусскому благочестию, и новообрядчество, последовавшее за реформами патриарха Никона. Если Никон еретик, то и последователи его такие же еретики.
Но если бы кто спросил нас, а какие именно догматы и предания древ­ней Церкви изменил или отменил патриарх Никон и соборы 1666-67 гг.? - Ответ получается весьма печальный, но ясный, ибо церковь наполни­лась ересью. В книгах, одобренных новообрядческой иерархией на этих соборах и впоследствии:

* Бога назвали тьмою24.
* имя Спасителя «Исус» назвали «равноухим», от врага рода челове­ческого «искательными и, наконец «ничегонезначущим». - В молитве Исусовой отложили «Сына Божия» именовать.
* В книге «Жезл» положили именовать Господа и Бога Нашего «Иисус», при этом: «ино знаменует Иисус, ино же Исус»25. Греко-русская церковь с особою клятвою отреклась именовать Духа Святого «Истинными в Символе Веры и тем повредила Евангельский дог­мат о Святом Духе, как и римская Церковь26.
* Был принят латино-еретический чин поливательного крещения наравне с погружательным, «омывательное» и «кропительное» крещение.
* Отвергнут трисоставный Крест Христов от печати на просфорах и дан вместо того латинский крыж27.
* Изрекши великие хулы на таинственное двоеперстное сложение для крестного знамения, а для благословения священнического Никон пове­лел слагать знамение вместо двуперстия пятью перстами.

И многое, многое другое, краткости ради здесь оставляем, о чем смот­ри книги Деяний соборов 1666-67 гг. книги «Жезл», «Скрижаль», «Розыск», «Пращица». «Увет» и др. Все это книги деятелей никонианской церкви, одобренные высшей иерархией, а впоследствии Синодом28.
Но что можно здесь сказать? Если Имя Божие почитается у нас священным, то хула на Него по своей природе исходит от противника Божия, Ибо в поругании имени Божия нуждается антихрист. И антихрист «всяким ковар­ством кует, да отнюдь имя Господа Спасителя Пресвятое и Славное не име­нуется во времена змиева»29. И если сам Господь Исус Христос о Святом Духе говорит: «Аз умолю Отца и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век Дух Истинный» (Ин., зач.46.), «Егда же приидет Утешитель Его же Аз послю вам от Отца, Дух Истинный, иже от Отца исходить (Ин.,зач.52), «Егда же приидет Он Дух Истинный, наставит вы на всяку истину» (Ин., зач.53). Если Христос неоднократно так подчеркивает: «Дух истинный», «Дух ис­тинный», то как можно именовать людей с клятвою отрекшихся именовать Дух Святой истинным? Это сделал собор 1667 г.30
Наконец, что так же возмутительно, совершили порчу Святых и Богодухновенных книг, о чем убеждают нас подлинные книги31. «Совершала эти деяния русская церковная иерархия... и все это знали, но собор 1667 г. утвер­дил это» - свидетельствует и современный историк-новообрядец Куту­зов32.
Дело дошло до того, что всего этого оказалось недостаточно, чтобы опровергнуть истину, и тогда «Святейший Синод» пошел на изобретение подлогов, таких, как небывалого «Собора на еретика Мартина-армянина» или так называемого «Требника митрополита Феогноста». Все это дела­лось, чтобы опорочить старообрядчество!
Желающему должно знать, что такие действия Церковью Христовой анафематствуются, а те персоны, которые извращают и превращают уче­ние церковное во ино благовествование, подлежат проклятию, (см. Гал. зач.199).
И когда греко-русская церковь подписала акт нарушения догматов, что означало официальный разрыв с древним Православием со времен собо­ров 1666-67 гг., то своими действиями отлучила себя и своих последовате­лей от древнего благочестия, что и явилось конечным падением всего су­ществующего на лице земном православно-благодатного священства. Все­общее падение священства случилось по предписанию святых книг в ро­ковое 1666-е число года, в которое предписано было прийти антихристу и сотворить битву со святыми. Священство пало все налицо в ересь. А Цер­ковь Христова осталась Со Христом, без священства. Ибо «еретики не имеют Духа Святаго... понеже оставляет сих Дух Святыи... не могут переда­вать преемственность благодать рукоположения, которого они лишили сами себя» своими еретическими действиями33.
После смерти последних священников дониконовского рукоположе­ния, не последовавших за новообрядцами, наступил период времени, ког­да православного священства на лице земном уже не существовало. И тогда «остальцы благочестия не приняли... ни крещения, ни рукоположения но­вониконовского. Такого духа были все первоучители староверия»34. Ос­тальцы благочестия были единодушны и шли одним путем страданий, ког­да совместно отстаивали святую старую Веру в тяжелые годы никоновских реформ. Они видели, что «священнослужители обуяли» (ср. Мф.5, 13), а «мерзость запустения» стала на месте святе» (МФ.24,15), и на этом «скончашеся рассыпание руки людей освященных» (Дан. 12, 7), что означало собой конечную утрату преемственного рукоположения благодатного свя­щенства.
Здесь нет необходимости много говорить о причинах приведших к пе­чальному разделу староверия на отдельные толки и согласия. Важно то, кто же все-таки до конца сохранил Святую Старую Веру, во всей Ея чисто­те и неприкосновенности? Ответ здесь ясен. Это могут быть только те остальцы благочестия, которые твердо решили оградить себя от общения со всякой ересью, которые не только не подлежат порицанию, но и «дос­тойны всякой чести, подобающей православным»35.
Это те остальцы благочестия, которые не приемлют Никоновы нов­шества и его сообщников по соборам 1656-66-67 гг. как «мерзости за­пустения». Не согласуются они и с бегствующим священством, кото­рое произошло от еретиков 1666-67 гг. Не приемлют они и священства новой так называемой Белокриницкой иерархии, появившейся на свет в 1846 г. Отвергают они и учение «нетовского согласия спасовых», как произшедших по крещению от той же «церкви Никона». Не согласуют­ся они и с «федосеевцами», теми, которые отвергают законный брак, по нужде безсвященнословный. Не приемлют они и самомнимого «само­крещения», как людей, поправших Символ Веры и измысливших новую церковь.
Но только те остальцы благочестия, которым недовеломыми Божиими судьбами и Божиим промыслом попущено было проникнуться Духом Еван­гелия, встать на страже Святой Веры и Благочестия. И как во время все­мирного потопа, кто находился в водах кроме ковчега, тот погибал. Спасение же рода человеческого было только в нем, ковчег был один. Так и ныне, во время бурного потопа ересей, когда мутные воды ложных учений зато­пили пространство бывшей Святой Руси, остался единственный чистый ко­рабль Святой Церкви в лицах, не приемлющих начертания «умного Зверя» сиречь образ отступления его, в страдальческих предках полка Бога Израилева-поморцах. Ибо они - поморцы-утверждаются на догматах Веры и преданиях Святой Церкви.
И хотя у староверов-поморцев по необходимости не совершается видимое жертвоприношение, но есть твердая вера, что «не уморит Гос­подь гладом душа праведных»36. Ибо поморцы имеют корень по святой Вере от Христа и, по падении «церкви Никона», от страдальцев соло­вецких и выговских мучеников. Поморские предки никого к себе не при­нимали от ереси без крещения, а это главный корень Веры, дверь в Цер­ковь Христову. И настоящие поморцы, это те староверы-безпоповцы, которые не причастны ни ереси, ни крещения еретического, ни самого священства еретического. Они-то суть истинная Христова Церковь.
У староверов безпоповцев-поморцев нет своего учения, потому что они следуют всецело учению древней Святой Церкви. За поморскими отца­ми нет и ереси, потому они суть воины Христовы, ибо за Христа, а не на Христа ратуют против еретиков.
Положение староверов поморцев-безпоповцев так же нераздельно идут со старыми законами Церкви, как и сама чистая Вера с древними Преданиями. Это они истинные сыны Церкви Христовой. У них и есть непрерывно-преемственная благодать Веры и святого крещения, как в Церкви, которая осталась только в простолюинском состоянии благо­честивого русского народа, отвергнувшего преступную иерархию, как «обуялую соль» (Мф. 10) и всех ее последователей, погразнувших в неисцельныя ереси. А простолюдинское собрание как Церковь Хрис­това составило единственное тело под неотъемлемою Главою Самого ее Зиждителя Христа!
Ибо те, которые... «чтут Бога, остануться при Церкви.... по елйку дол­женствует составить хотя малое некое стадо, дабы тело Церкви не осталось без членов»37.
А Свою осиротевшую Церковь, сие малое оставшееся стадо избранных Божиих Сам Господь освятит Своею благостию, и рука Его будет покрови­тельствовать им! Которому да будет от нас Слава и Держава. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь!

1 Григорий Богослов, соч. т.1, стр.495
2 Бл. Феодорит Кирский
3 Евангелие Учительное, нед. 2-я. л. 191
4 Толковая Библия (изд. Лопухина) т.З. стр.456
5 Книга О Вере, л.З0 и далее
6 Благовестник (изд. Сойкина). стр.430
7 Большой Катехизис, л.11
8 Книга о Вере, л. 10 и об.
9 Книга о Вере, л. 10 и об.
10 Толковая Библия (изд. Лопухина) т.З, стр.478
11 Ириней. епископ Лионский, соч.. стр. 222
12 книга Церковных Правил, стр.57. 3-й Вселенский Собор, пр. 8
13 книга Кирилова, л. 26
14 книга Церковных Правил, стр. 30, 1-й Вселенский Собор, пр. 8
15 Библейская энциклопедия, стр. 781
16 История Церкви архимандрита Иннокентия
17 Благовестник (изд. Сойкина), стр.701
18 Сборник «К 1000-летию Крещения Руси», стр. 180
19 Каптерев. «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», цит. по кн. Ф.Д. Пермякова «О еретичестве Русской церкви», ч. 2. л 160 об.
20 Энциклопедический Словарь, стр 181
21 Сборник «К 1000-летию Крещения Руси», стр. 93
22 Маргарит, цит. по Книге О Вере, л 225
23 Книга о Вере, л. 271
24 кн. «Скрижаль», стр. 665. Деяния собора 1666 г. л. 17
25 кн. «Розыск» ч. 1, л. 18
26 Деяния собора 1667 г. л. 5 и 33
27 Деяния собора 1666 г. стр. 73
28 Вышеупомянутые свидетельства цитируются по книге Л.Ф Пичугина «Старая Вера»
29 Ефрем Сирии, слово 105
30 Деяния собора, лл. 5, 33
31 множество примеров приведено в «Поморских Ответах» стр. 212-230. кн. Ф.Д. Пермякова «О еретичестве Русской церкви», ч. 1. л.47-50 ч. 2. л. 88-100. и др.
32 Б.Кутузов. Церковная реформа 17 века, ее истинные причины и цели. Рига.1992 Ч.1,стр. 125
33 Кормчая, лл. 224 об.. 234 об.
34 Иван Алексеев, соч., изд. Субботина, М. 1890. стр.29
35 Двукратный Собор, правило 15. в русском переводе
36 Маргарит, слово 13.
37 Феодорит Кирский. толк, на 12 пророков2.1127325564.gif (160x100, 65Kb)