Без заголовка 1375

11.09.2012

Это цитата сообщения Саша_Заранкина Оригинальное сообщениеКогнитивные искажения

 Когнитивные искажения - это систематические ошибки в мышлении или патерны отклонений в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Существование большинства из этих когнитивных искажений было доказано в психологических экспериментах.

Когнитивные искажения существуют по двум причинам.

Первая причина — защита сознания от разрушения. Искажения своего рода амортизаторы для сознания и когнитивной системы. С одной стороны, воспринимаемая информация может “урезаться” в угоду уже существующей. С другой стороны, может “преувеличиваться” для компенсации обнаруженного перекоса. И наоборот.

Вторая причина — искажения заложены в самой природе восприятия и хранения информации человеком.


- Эффект Форера – тенденция высоко оценивать точность описаний своей личности, как если бы они были нарочно выкованы специально для них, но которые в действительности являются достаточно общими, чтобы их можно было приложить к очень большому числу людей. Эффектом Форера многие учёные частично объясняют феномен широкой популярности астрологических гороскопов, хиромантии и других псевдонаук.
Данный эффект назван в честь психолога Бертрама Форера (Bertram R. Forer), который в 1948 году провёл психологический эксперимент, в котором показал действие этого эффекта. Он дал своим студентам тест личности, чтобы по результатам тестирования предоставить им анализ их личности. Однако вместо настоящего анализа, он давал всем один и тот же расплывчатый текст, взятый из гороскопа. Затем он попросил каждого студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности, — средней оценкой было 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён сотни раз.

Эффект привязки – особенность принятия численных решений человеком, вызывающая иррациональные смещения ответов в сторону числа, попавшего в сознание перед принятием решения. Экспериментальные исследования показывают, что на оценки влияют предъявленные ранее числа. Один из описанных Тверски и Канеманом экспериментов прекрасно иллюстрирует этот эффект. Испытуемые в двух группах должны были оценить долю африканских стран в ООН. В первой группе перед этим задавался вопрос: «Доля африканских стран в ООН больше или меньше 65%?», и они, таким образом, решали «задачу сравнения с навязанным числом» (в этом случае – 65%). Во второй группе задавался аналогичный вопрос, но в качестве «якоря» стояло другое число – 10%. В результате абсолютные оценки в первой группе были значительно выше, чем во второй.

- Слепое пятно в отношении когнитивных искажений – тенденция не компенсировать свои собственные когнитивные искажения.
 

  • Эффект повального увлечения – тенденция делать (или верить в) вещи, потому что много других людей делают это (или верят в это). Относится к групповому мышлению, стадному поведению и маниям.
     
  • Ошибка, связанная с частными примерами – игнорирование доступных статистических данных, в пользу частных случаев.
     
  • Искажение в восприятии сделанного выбора – тенденция помнить свои выборы как более правильные, чем они были на самом деле.
     
  • Систематическая ошибка, связанная с подтверждением – тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции.
     
  • Эффект контраста – усиление или преуменьшение значения одного измерения, когда оно сравнивается с недавно наблюдавшимся контрастным объектом. Например, смерть одного человека может показаться незначительной в сравнении со смертью миллионов людей в лагерях.
     
  • Профессиональная деформация – тенденция смотреть на вещи согласно правилам, общепринятым для своей профессии, отбрасывая более общую точку зрения.
     
  • Эффект вклада – тот факт, что люди часто хотят продать некий объект гораздо дороже, чем они готовы заплатить, чтобы приобрести его.
     
  • Эффект узких рамок – использование слишком узкого подхода или описания ситуации или проблемы. 
     
  • Переоценка воздействия – тенденция людей переоценивать длительность или интенсивность воздействия некого события на их будущие переживания.
     
  • Уклон в сторону поиска информации – тенденция искать информацию даже тогда, когда она не влияет на действия.
     
  • Эффект знакомства с объектом – тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объект только потому, что они знакомы с ним.
     
  • Эффект морального доверия – человек, относительно которого известно, что у него нет предубеждений, имеет в будущем большие шансы проявить предубеждения. Иначе говоря, если все (в том числе он сам) считают человека безгрешным, то у него возникает иллюзия, что его любое действие также будет безгрешным.
     
  • Потребность в завершении – потребность достигнуть завершения в важном вопросе, получить ответ и избежать чувства сомнений и неуверенности. Текущие обстоятельства (время или социальное давление) могут усилить этот источник ошибок.
     
  • Отклонение в сторону результата – тенденция судить о решениях по их окончательным результатам, вместо того, чтобы оценивать качество решений по обстоятельствам того момента времени, когда оно было принято. («Победителей не судят».)
     
  • Ошибка при планировании – тенденция недооценивать время выполнения задач.
     
  • Рационализация после покупки – тенденция убеждать себя с помощью рациональных аргументов, что покупка стоила своих денег.
     
  • Сопротивление – потребность делать нечто противоположное тому, что некто побуждает вас делать, из-за потребности противостоять кажущимся попыткам ограничить вашу свободу выбора.
     
  • Отклонение в сторону статуса кво – тенденция людей желать, чтобы вещи оставались приблизительно теми же самыми.
     
  • Эффект фон Ресторфа – склонность людей лучше запоминать отдельно стоящие выдающиеся объекты.
     
  • Каскад доступной информации – самоусиливающийся процесс, в ходе которого коллективная вера во что-то становится всё более убедительной за счёт нарастающего повторения в публичном дискурсе («повторите нечто достаточно долго и это станет правдой»).
     
  • Эффект Хоутрона – феномен, состоящий в том, что люди, наблюдаемые в ходе исследования, временно изменяют своё поведение или производительность. Пример: Повышение производительности труда на заводе, когда приезжает комиссия.
     
  • Эффект знания задним числом – иногда называется «Я так и знал, что так будет» - склонность воспринимать прошлые события предсказуемыми. (от автора поста- у нас это называется - шоб я был такой умный, как моя жена потом)))
     
  • Эффект воспоминаний – эффект, состоящий в том, что люди помнят больше событий из своей молодости, чем из других жизненных периодов. (не путать с законом Рибо при атеросклерозе ))
     
  • Приукрашивание прошлого – тенденция оценивать прошлые события более позитивно, чем они воспринимались в тот момент, когда на самом деле происходили.
     
  • Стереотипизация - ожидание от члена группы определённых характеристик, без знания никакой дополнительной информации о его индивидуальности.
     
  • Ошибочность в духе меткого стрелка из Техаса – выбор или подстройка гипотезы после того, как данные собраны, что делает невозможным проверить гипотезу честно.
     
  • Эффект Даннинга-Крюгера – «когда люди некомпетентны в выбранных ими стратегиях достижения успеха, они терпят двойной удар: они не только приходят к ошибочным заключениям и делают неудачные выборы, но их некомпетентность лишает их возможности осознать это. Вместо этого они остаются с ошибочным впечатлением, что всё в порядке.
     
  • Феномен «справедливого мира» - тенденция людей верить, что мир «справедлив» и следовательно люди получают «то, что они заслуживают».
     
  • Эффект озера Вобегон – человеческая тенденция распространять льстивые верования о себе и считать себя выше среднего
     
  • Искажение при приписании черт характера – тенденция людей воспринимать себя как относительно изменчивых в отношении личных качеств, поведения и настроения, одновременно воспринимая других как гораздо более предсказуемых.