Без заголовка 406

11.09.2012

Это цитата сообщения Alcasar_1474 Оригинальное сообщениеКусочек Московской лекции. Анна Болейн. Штрихи к портрету - 1.

Прежде чем набрасывать штрихи к портрету, позвольте мне, дорогие читатели, договориться с вами вот до какой светлой мысли – если следовать «букве истории», то «другой из рода» была именно Анна, а не Мэри, как думают многие, начитавшись ничего общего с историей не имеющих романов Филиппы Грегори.
На самом деле все было проще и прозаичнее. В 1522 году Анна Болейн возвращается в Англию из Франции, и ее дебютом при дворе стало участие в маскараде, который устраивал Вулси для короля в своем знаменитом замке Хемптон-Корт. Маскарад был в честь приема французских послов, посвящен власти женщины над мужчиной и по замыслу устроителей должен был проходить в форме шуточного штурма рыцарями замка, олицетворявшего женское сердце. Выстроенный по этому поводу игрушечный замок был выкрашен в цвета династии Тюдоров – зеленый и белый, и посему все представление получило незамысловатое название «Маскарад Зеленого замка».
1075772_122_zelenii_zamok (700x467, 56Kb)
Анна на этом маскараде играла роль Стойкости, и кто-то из гостей, увидев ее, произнес фразу, вольный перевод которой гласит что-то вроде: а вот и еще одна из рода Болейн. Ничего хорошего лично для Анны в этой фразе не было, так как гость намекал на то, что при дворе, с тех пор как Мэри стала любовницей короля, слишком много Болейнов.
1075772_124_zelenii_zamok (640x426, 251Kb)
Вторая светлая мысль, до которой мне так же хотелось бы договорится: никогда, даже в самых эротических снах Генриха VIII Анна не была брюнеткой, она была рыжей, вернее темно-каштановой, что и подтверждается ее портретами.
Вопрос о том, как же выглядела самая большая любовь короля, волновал и волнует до сих пор не только историков, в основном потому, что 100% достоверных изображений Анны просто не существует. Обязаны мы этим все тому же Генриху, который после казни Анны уничтожал все, что хоть как-то напоминало ему о ней, включая портреты. Что же мы с вами имеем на сегодняшний день?
А имеем мы всего два портрета, которые пусть с оговорочками, но можно считать аутентичными, то бишь, подлинными. Во всяком случае, именно такого мнения придерживаются британские историки и искусствоведы, и я считаю, здесь им виднее.
Один из этих двух портретов вы, наверняка хорошо знаете – его используют везде, где только можно и нельзя – это вот этот 
1075772_13_portret_Anna_Bolein_NPG (533x700, 220Kb)
– сейчас находится в НПГ в Лондоне). Проблема с этим портретом заключается в том, что мнение искусствоведов по поводу него резко расходятся. Одни считают, что это аутентичный портрет, написанный неизвестным художником в период между 1534 и 36 годами. А другие считают, что это копия, сделанная по заказу Елизаветы в конце 16 века, примерно в 90-х годах, с более раннего оригинала, который сейчас утрачен. И эти последние связывают с данным портретом одну очень любопытную искусствоведческую гипотезу, косвенно подтверждающую идентификацию (т.е. подлинность) портрета. Мысль, положенная в основу этой гипотезы, не нова, и в общем, проста как грабли  – сравнить данный портрет Анны Болейн с одним из более-менее реальных портретов ее дочери – Королевы Елизаветы. Портрет Елизаветы был взят вот этот
1075772_141_Markys_Girerts_Elizaveta_I_1590_g_ (595x700, 75Kb)
 
1075772_142_dvoinoi_portret (640x452, 148Kb)
 
 Затем портреты наложили друг на друга и то, что получилось – тогда ошеломило всех.
1075772_15_anne_eliz_transparency2_bolshoi (597x612, 104Kb)
(Практически одно лицо).
То есть, косвенно, такой результат подтверждает, что портрет подлинный, написанный в 1534-36 гг., и что Анна примерно так и выглядела.
С другой стороны, так как автор портрета Елизаветы известен – это Голландский художник Маркус Гирертс, то британские искусствоведы предположили, что и портрет Анны писал он же, используя в качестве модели, собственно королеву или ее портрет и более ранний портрет Анны. Честно скажу  - я данную версию не разделяю – даже если учесть, что он писал человека, которого никогда не видел, портрет Анны по уровню мастерства гораздо ниже признанных портретов кисти Гирертса, но версия такая существует.
Второй портрет из тех, что считаются подлинными, находится в замке Хивер, и, вероятно, по этой причине не столь известен. Историки называют его портретом с розой.
1075772_16_Anna_Bolein_Neizvestnii_hydojnik_Hiver_kasl_Kent (445x600, 73Kb)
Он действительно с розой, и на этой зыбкой почве базируется светлая мысль некоторых историков, что первая встреча Анны и Генри произошла в розарии. Правда, справедливости ради, надо сказать, что у этой версии есть еще одна база – дело в том, что этот портрет является парным вот к этому портрету Генриха,
1075772_17_parnii_Genrih_8_ (400x500, 214Kb)
что в поэтическом альянсе с розой и дает нам версию розария.
По поводу этого портрета мнения также разделились. Кто-то считает, что это изображение было написано в 1534 году, а кто-то что этот портрет  - копия, написанная в 1534 году с более раннего оригинала. В любом случае, здесь важно то, что портрет  написан при жизни Анны, что сразу же увеличивает вероятность сходства. И его также сравнивают с одним из наиболее реальных портретов Елизаветы.
1075772_18_parnii_2_ (700x700, 364Kb)
Подводя итоги, скажем, что можно придерживаться различных мнений, но эти два портрета – это такая своеобразная «официальная версия» внешности Анны.
P.S. Постоянный адрес этого поста в сообществе Томас Кромвель http://www.liveinternet.ru/community/4723771/post202103794/