Береза в народных легендах.

11.09.2012

Это цитата сообщения Matrioshka Оригинальное сообщениеБереза в народных легендах.

С.Сержинский. Роща.

«Берёзы»


Отчего так в России берёзы шумят?
Отчего белоствольные всё понимают?
У дорог прислонившись по ветру стоят
И листву так печально кидают.

С.Сержинский.Березы.

Я пойду по дороге, простору я рад,
Может это лишь всё, что я в жизни узнаю.
Отчего так печальные листья летят,
Под рубахою душу ласкают?

Сергей Луценко Березы

А на сердце опять горячо-горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с берёзки упал на плечо,
Он как я, оторвался от веток.

С.Сержинский. Речушка.

Посидим на дорожку, родная, с тобой,
Ты пойми, я вернусь, не печалься, не стоит.
И старуха махнёт на прощанье рукой,
И за мною калитку закроет.

С.Сержинский. Летний пейзаж.

Отчего так в России берёзы шумят?
Отчего хорошо так гармошка играет?
Пальцы ветром по кнопочкам враз пролетят,
А последняя, эх, западает...

Carl Larsson.

А на сердце опять горячо-горячо,
И опять, и опять без ответа.
А листочек с берёзки упал на плечо,
Он как я, оторвался от веток.

АЛЕКСАНДРОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ.Березовая роща

Береза в народных легендах.

Существуют народные легенды, в которых береза — благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды (польское поверье) или св. Параскеву-Пятницу от преследований черта (русское), или, напротив, проклятое Богом дерево, прутьями которого якобы хлестали Христа (сербское).

Бебий Владимир Иродионович.Ясный день на речке.

Женская символика березы, кроме описанного выше, проявляется и в обрядах лечения детских болезней: например, веря в магическое исцеление, носили девочек к березе, а мальчиков — к дубу (украинское).

Белых Алексей - Три березы.

В обрядовых приговорах при сватовстве береза и дуб также выступали как символы невесты и жениха («у вас есть береза, а у нас дуб...»).

Березы. Орлов Андрей.

В Полесье верили, что посаженная близко к дому береза вызывает женские болезни у его обитательниц; что наросты на березовых стволах образуются от женских проклятий («бабских проклёнов»). В некоторых полесских селах при похоронах покрывали тело умершей женщины березовыми ветками, а тело мужчины — ветками тополя. В белорусских причитаниях умерших братьев называли «зялеными кусточками», а умерших сестер — «белыми березами». В свадебных и лирических песнях береза — самый популярный символ девушки.

Бобин Юрий.Березки.

Связь березы с нечистой силой и душами умерших тоже указывает на женскую символику: о русалках в Полесье говорили, что они «с березы спускаются» или «на березах качаются»; в русальных песнях они сидят «на белой березе», «на кривой березе». Принадлежащими русалкам считались такие березы, ветки которых свисали до земли; на Троицкой неделе к ним боялись приблизиться, опасаясь русалок.

Бобин Юрий.Осень

Парни и девушки на Троицу встречали русалок — шли в поле, где есть хотя бы маленький лесок, плели венки и вешали их на березе, при этом пели:

На гнилой колоде,

На белой березе

Русалки сидели,

Суки вязали...
Считалось, что любимое занятие русалок — раскачивание на ветвях березы. В Петров день русалок провожали. Венки развивали и бросали в воду.

Былич Александр Леонидович.Грибная пора.

В Польше плакучие березы, одиноко растущие в поле, назывались деревьями духов. В них якобы вселялись души умерших девушек, которые по ночам выходили из берез и «затанцовывали» насмерть случайных прохожих. Согласно польским поверьям, под одиноко растущей березой покоится душа умершего насильственной смертью и вместо сока в ней струится кровь. Некоторые признаки необычного вида березы (искривленная или сросшаяся с другим деревом) были для белорусов свидетельством того, что под ней погребена невинно загубленная душа. Во многих восточнославянских балладах, легендах, сказках погибшая девушка превращается в березу. Характерно, что в Костромском крае об умирающем говорили: «В березки собирается».

Былич Александр Леонидович.Тишина.

Береза вообще часто упоминалась как атрибут нечистой силы в демонологических поверьях и быличках: рассказывали, например, что ведьма могла надоить молоко с ветвей березы; она же летала по ночам не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке; белые кони, подаренные человеку чертом, превращались в кривые березы, а поданный чертом хлеб — в березовую кору; женщину, в которую вселился бес, во время приступа «бросало» на березу.

Виктор Цыганов.Березы

Крестьяне Дмитровского края (под Москвой) верили, что в березовые ветки на Троицу вселялись души умерших родственников.

Владимир Воробьев.Осенний лес.

Древние славяне писали на коре березы - бересте(берёсте). В Древнем Новгороде, который прославился своей высокой культурой, было найдено множество посланий, процарапанных на бересте. Было время, когда в Северной Италии новогодним деревом считалась не пушистая елочка, а белоствольная береза.

Еськов Павел Васильевич.Осенние берёзы

Латышское название березы - betula - переводится как "белотелая", намекая на белый ствол этого дерева. На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину.

И. Масленникова. Березовая роща

Сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу встречается во многих славянских сказках и легендах. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.

Исаак Левитан. Березовая роща.

В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой. Например, по случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей. С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого. Во многих народных легендах береза выступала как благословенное дерево. Вместе с тем, существовали поверья, что береза - проклятое Богом дерево. Согласно карпатским обычаям, если женатый мужчина посадит у себя во дворе березу, вскоре кто-нибудь из членов его семьи умрет.

Сергей Кузин

Сергей Панасенко.Весна. Берёзы

Юрий Клапоух.Березы.

Березовая чаща.

Ольга Межун. Березы.

Jessica Garrett

Иванов В. Л.Русские берёзы

Щевелева Ольга.В роще весна

Немного фотографий.

http://www.sunhome.ru/journal/120307
http://www.sunhome.ru/journal/120307