Fashion-иллюстрация

11.09.2012

То, что вы не хотели знать о современной графике.

Благодаря подготовке к курсам и природной страсти к исследованиям я изучила уже довольно большой пласт разных стилей иллюстрации и техник её выполнения. Но тут Fashion Academy LMA попросили меня провести пару занятий по современному искусству. Поскольку область моей деятельности — иллюстрация, мы договорились, что я прочитаю лекцию о fashion- иллюстрации. А тетради с исследованием этой темы ещё нет в моей библиотеке. Так что я взялась за дело.

В процессе был найден миллион с небольшим любопытных иллюстраторов и ещё больше привлекательных иллюстраций.
Итак, лекция успешно прошла на днях в центре искусства Невский, 8. И я буду рада поделиться с вами материалом, на основе которого она была построена.

Что ж, несколько слов о модной иллюстрации! Это будет интересно даже тем, кто не питает интереса к моде.

Корнями fashion-иллюстрация обязана французскому 17 веку, где впервые появились модные гравюры. Затем, с удешевлением печати иллюстрация завоёвывает свои пространства на полках периодики. Но наибольшее развитие она получает в начале 20 столетия — там, где зародились почти все стили и направления современной графики. Очень подробно об истории вопроса вы можете прочесть в книге 100 years of fashion illustration, я лишь в общих чертах и со своей точки зрения опишу главных представителей жанра.

Нельзя не упомянуть красочные эскизы к костюмам, принадлежавшим кисти Бакста. Однако, поскольку его деятельность больше связана с театральными подмостками, мы не будем на нём задерживаться. Только отметим незабываемую динамику его набросков и живость цветов.

 Леон Бакст

Следующим, пожалуй, стоит отметить нашего соотечественника Романа Тыртова, более известного как Erte. Он работал с Harper's Bazaar и несколькими не менее известными изданиями, среди которых есть Vogue и Cosmopolitan. Его работам присуща линейная пластика и цветовая нюансность. Если взглянуть на его чёрно-белые работы, невольно вспоминается Обри Бёрдлей — такое же смелое переплетение объёмов и элегантное обращение с деталями. Которые из аксессуаров переходят в текстуру драпировок.



 Erte (Роман Тыртов)


Можно объединить под эгидой модернизма ещё пару видных иллюстраторов. Это George Barbier и George Lepape. Тёзки похожи не только именами и стилистикой, но и известными обложками для журнала Vogue.


George Barbier


George Lepape

Отдельно стоит художник J. C. Leyendecker. Он работал не только с модной иллюстрацией. Она, скорее была одним из множеств направлений приложения его мастерства и таланта. Его работы более живописны, чем те, что рисовали Эрте, Бабьер и Лепэйп. Они являются фактически законченными картинами. Модные модели выделяются из простого или тронутого фактурой фона. А в сюжеты рекламы и художественных иллюстраций ярко вписаны модные мотивы тех времён.




J. C. Leyendecker

Пожалуй, самым видным представителем мастеров fashion-иллюстрации 40-70 годов по праву можно назвать Rene Gruau. Он известен как единственный иллюстратор дома Christian Dior и хороший друг самого дизайнера. Именно благодаря ему мы видим иллюстрацию такой, какая она есть. Работам Грюо присуща несравнимая ни с чем динамика и интрига. Он одним из первых смело соединил живопись с графикой. Чем-то его яркая графика напоминает литографии и живопись Тулуза Лотрека. Здесь мы видим не просто статично демонстрирующих наряды моделей, но целый сюжет, стоящий за каждой из них. Вся реклама, принадлежащая его кисти выделяется несравненными акцентами, ловящими внимание зрителя в ловушку контрастов. Незаконченные силуэты позволяют нам самим додумывать смыслы и среду происходящих действий. Даже если на иллюстрации один персонаж и тот кадрирован, все они рассказывают нам истории. Элегантная женская ручка интригующе манит приобрести парфюм, а изящные ножки заставляют поверить, что так будут выглядеть любые, надевшие рекламируемые чулки.
Думаю, Рене Грюо можно считать королём 20 века не только в fashion-иллюстрации, но и в рекламной графике.





Rene Gruau

Множество талантливых иллюстраторов пошли этим же путём, прекращая свои эскизы в законченные fashion-иллюстрации.


Bernard Blossac 


Constance Wibaut


Раз уж мы коснулись темы разносторонности fashion-иллюстраторов, нужно отметить ещё один важный момент. Нельзя ограничиться перечислением лишь тех мастеров, что работали с модными журналами и дизайнерами. Очень многое для вознесение моды сделали и другие иллюстраторы — из мира рекламной, книжной и журнальной иллюстрации.

Bob Peak, на мой взгляд один из ярчайших примеров пропаганды моды и стиля на своих работах. Во всех своих рекламах он рисует не просто красивых людей и подобающие для хороших продаж сюжеты. Своими иллюстрациями он рассказывает зрителям о модных трендах, он продаёт стиль жизни, а вместе с ним и сигареты. 


И в своих книжных и журнальных иллюстрациях он не отходит от этого принципа — акцента на моде.



Bob Peak

Кроме него есть целый список иллюстраторов, заслуживающих почтения, но, боюсь, вы устанете читать статью, если я его здесь озвучу.


Phill Hays

Так что пройдём дальше — к концу 20 века. Где как в искусстве, так и во многих других сферах жизни начал господствовать хаос. Общество распадается на меньшинства, а меньшинства — на частности. И стилей и видов иллюстрации становится так много, что уже сложно выделить какое-то определённое течение.


Shari Peacock


Steven Stipelman

В двухтысячных мы сталкиваемся с развитием цифровых технологий и рынок иллюстрации завоёвывает векторный арт. И лишь к десятым всеобщая любовь к этому стилю немного ослабевает и возвращается к обожанию ручной графики.

Но господство компьютерных рисовальщиков не смогло полностью затопить нишу fashion-иллюстрации. Именно на границе тысячелетий начинает активно творить иллюстратор, которого наравне с Грюо в своё время можно назвать культовым. Это David Downton — художник, от упоминания чьего имени млеют все fashion-иллюстраторы современности. Его живая манера ни чем не уступает своим известнейшим коллегам из прошлого. Графика Даунтона переплетается с живописью и выливается в элегантные полутона из которых выступают лики икон моды, кинематографа и шоу-бизнеса.



David Downton 


Продолжая рассказ о трендах fsaion-иллюстрации, я, пожалуй обмолвлюсь об основных техниках графики мастеров жанра.

Как я уже говорила, главным фетишем двухтысячных были векторные девочки. Они и по-прежнему не сходят со страниц многих женских журналов, таких как Cosmopolitan, Elle, Glamour и прочих.





Но истинным лицом модной, да любой другой иллюстрации сейчас является акварель. Во всём изобилии её использования. 

Это просто живописные пятна, в которых угадываются силуэты и лица. 



Это чёрно-белая графика, приправленная акварельными заливками и фонами. 





И даже простая классическая акварель.


Из акварельной графики плавно вытекает чёрно-белая. Будь она выполнена тушью, ручкой или стандартной кистью photoshop, она заслуживает внимания. Пластика чёрно-белых линий и пятен может относить нас ко временам модернизма, если изобилует деликатно прорисованными деталями. Но чаще встречается живая, динамичная и почти живая иллюстрация.






Ещё не превратилась в тренд, но уже близка к тому ручная эскизная иллюстрация, выполненная карандашами, акрилом и любым материалом, попавшимся под руку иллюстратору.




 Временами модные иллюстраторы прибегают в своих работах и к коллажу. Но это не слишком частое явление и не пользуется лихой популярностью.





Drea


Что ж, обзор модной иллюстрации, пожалуй, подошёл к концу. Единственное, что мне хотелось бы добавить — это то, что так или иначе работы этого направления призваны нести красоту. В первую очередь они приковывают взгляд зрителя своим визуальным совершенством. И только на втором плане мы иногда можем увидеть сюжет, части приправленный характером персонажей.


(с) Источник: http://illustration-study.blogspot.com/2011/11/fashion.html