из разговора

11.09.2012

"Новаторство Роулинг (намеренное или невольное), проявленное при создании образа Снейпа, состоит, в частности, в том, что это "романтический герой нового типа": этот образ отмечен глубокими чертами комического. (В принципе, не уникально: тут вспоминали, например, Сирано де Бержерака. Но Ростану не удалось влюбить в своего героя столько девочек.:) Вспоминали и Бахтина, и "двутелый образ" (правда, это про "Альбуса-Северуса", но что такое этот персонаж, как не модель подобного двуединства?). Под "комическим" я понимаю "снижающие" образ ситуации и черты: и пресловутые "сальные волосы, кривые желтые зубы, крючковатый нос" - вся эта бабаёжистость, доведенная упертым автором до гротеска; и кульминация - сцена с подштанниками, которая впервые расколола фандом.
Кроме Бахтина, припомню Протопопова ("Трактат о любви") и этологов: в их терминологии - образ Снейпа характеризуется "мозаичным" ранговым потенциалом. В упрощенном виде можно сказать, что Снейп - типаж "романтического героя" в сочетании со средне-низким ранговым потенциалом.
(Это тоже не уникально: Рочестер у Ш.Бронте - тоже низкоранговый типаж).
Все это не уникально, но - редко. Уникально, скорее, такое сочетание архетипических ожиданий, вмененных персонажу - с чертами героя литературы нового времени: тут вам и "романтический герой", и "Гадес", и "Баба-Яга", сочетание "высокого" и "низкого", трагического и комического..."

извините за высоковероятные ляпы - я не специалист и даже не гуманитарий