Поддержим искуство ремеслом? How to e-commerce an authorized text.

11.09.2012

Торговля, как и литература - высокое искуство, наука же - ремесло. Перед искуством ремесло в долгу..
Задача оказалась более развесистая, чем виделась в начале. Ну да ничего - дорогу осилит идущий.
Мы возвращаемся к задаче: "схема электонной торговли авторским текстом". Архитектуру системы будем строить от двух основных тем: платежи (быстрый, удобный, небольшой!) и защита (адекватная). Здесь мы, как то, не явно предположили, что тексту нужна защита, что на него будут покушаться.

    Будут, без сомнения, и обсуждать моральность этого я не стану. Пусть кто ни разу не был на fenzine, бросит в меня камень, но я не буду покупать на бумаге всё, что читаю. Нет, мне не сложно отдать по три американских за книгу. Но что с ними потом делать?, да и деревьев жалко (лукавлю, не жалко, хотя должно бы). И вообще, на мой сторонний взгляд, издательство, как бизнес, не может иметь заметную прибыльность, прежде всего, из за полиграфии. Печать на бумаге - явно основная доля издержек, но главное, принципиально ограничивает скорость оборота. Время от получения авторского текста до начала продаж врядли меньше 3 месяцев (скорее ближе к 6). А чего стоит одно только планирование размера тиража, а сбытовая сеть - всё медленно и дорого.

    А теперь представим альтернативную модель: превращение текста в товар - полностью за автором.  "Допечатка тиража" не стоит, практически, ничего (если поддерживать уникальность экземпляра, за это ничего ещё придется побороться ). Автор имеет точный аудит продаж в "темпе процесса" (а это всегда проблема, если кто сталкивался, получаешь statement на авторские, проданно - столько, а как проверить? - а никак). Издательство  может вести сотни(!) проектов в параллель. Как набрать столько авторов? Элементарно, приходим на самиздат.lib.ru, выбираем рейтинг top 100 и предлагаем печататься электронно. Требования просты - наличие экаунта WM (E-gold,.. ), нормальный доступ в сеть, приличный компьютер. И 100 WMZ, аванса за первый подготовленный (правильно) и переданный текст - для демонстрации серьёзности намерений. Передачи прав можно не требовать. Ну и как вы считаете, многие откажутся?

    За издательством остаётся процессинг (товар-деньги-навар) и реклама, причём целевая - полная база читателей с полной историей покупок позволит делать точную и дешёвую рекламу. Средства сэкономленные на аренде складов, направить на постоянное совершенствование софтверной платформы!

Итак, есть проблема и если её решить, выйграют - авторы, издатели и торговцы (если приспособятся) и экология. Оговорюсь, мы пробуем построить варианты (умозрительной) архитектуры системы и попробуем грубо оценить стоимость разработки. Как превратить техническую схему в бизнес, это немного другая история. Нельзя сказать, что вариантов продажи текста нет вовсе, несколько нашлось. К примеру - этот канадский сайт торгует текстами для обучения (для последующей распечатки :-).

За авторский текст  в цифровом формате я лично, заплатил бы, но только если:

  1. технически платёж прост  - перевод WM прост, но чуть лучше - депозит (в любой форме, SMS?)  и собственный биллинг;
  2. текст нужен и я могу убедиться, это то, что надо - хочу предварительный просмотр как на books.Google;
  3. читать удобно, в том числе в дороге, с мобильных устройств - выбор on-line или off-line схемы, разные платформы и экраны;
  4. мне не удалось найти его в сети за пол-часа - защита текста должна быть, но не напрягать;

Будем считать это основными требованиями к системе от читателя.

Теперь пойдут радости плоти и только если есть интерес к деталям, стоит читать дальше.
Пробуем выбирать по дизайну системы так, чтобы:

  1. побольше использовать готового кода - зачем же писать самому?
  2. обеспечить "кросс-платформенность"  - кто знает, на чём будут читать наш текст
  3. максимально защитить текст от сканирования и взлома программы просмотра как минимум  - ничего себе минимум!
  4. поддержать уникальность любого экземпляра текста - пример текста с контролем уникалности - "In God we trust" - на зелёной бумаге $USD.

Это последнее условие очень "тяжёлое", реализация может натолкнуться на технические ограничения: время шифрования, объем хранения, трафик. Может не получиться, тогда от уникальности экземпляра откажемся, пока считаем, что экземпляр уникальный.

Выделим в дизайне следующих "субъектов" - для каждого из них потребуются реализация специфических бизнес-процессов, и софт для этого:

  1.  автор текста - (конвертер текста в защищенный формат,  on-line secure log-in в на сайт издательства
  2. "издательство" - ("склад" , CRM, биллинг, контроль уникальности тексто и текст-вьюеров, сервер ключей т.д.)
  3. "продавец" -  ("оптовое звено" чистой перепродажи - поставил у на сайте движок, и получаешь с проданных.)
  4. "покупатель"  - (читатель,  - наличие счёта в поддерживаемых системах микро-платежей,
  5. "банк" - это просто выбранная систем микро-платежей

Предположим стоимость экземпляра цифровой книги в 1-2 wmz  - маловато, но есть мнение, что начинать надо так (впрочем всегда можно разбить текст на части).  Начнем отрезать - комиссия "банка" пусть будет 3% (потом уберём, за счёт депозита покупателя и собственного билинга), на продавце осядет, скажем, 3-5 %% - или ничего если продажа напрямую с издательства. Издательство - может забрать 50-60 %%.  Объём издержек оценим грубо как 50K$ в месяц, т.е. продавать надо больше 100K книг - не кажется чем-то недостижимым. Понятно, что выйти на такой объём удастся совсем не сразу.
Автору остаётся - 30-45%. Чтобы жить (скромно) только с писательства -  надо  "подписывать" ~  3 тысяч экземпляров в месяц.  Говоря "подписывать"  мы имеем ввиду создавать уникальный экземпляр книги (с цифровой подписью).