Тайна Джоконды раскрыта

11.09.2012

Тайна Джоконды раскрыта

Несколько веков женский портрет руки Леонардо да Винчи, хранящийся сейчас в Лувре, официально считается изображением 25-летней Лизы - жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. Правда, многих смущало явное несоответствие его описания самому портрету. Изображенная женщина не так уж молода и красива, как это следует из текста. Да и почему на ее голове траурная вуаль, если Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь? И еще - почему при живом заказчике портрет остался у художника? Ни на один из этих вопросов нет удовлетворительного ответа. Несомненно, Вазари здесь ошибся, и это простительно, ведь ему было три года, когда Леонардо да Винчи навсегда покинул Аппенинский полуостров. Похоже, что только личный авторитет Вазари удерживал столько времени эту ошибку от опровержения.

Только XX век прекратил этот гипноз. Еще в 1925 году А.Вентури предположил, что на портрете изображена герцогиня Констанца д'Авалос - вдова Федериго дель Бальцо, одна из возлюбленных Джулиано Медичи. Основанием для этого вывода является сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. В 1957 году К.Педретти выдвинул версию, в соответствии с которой на картине изображена Пачифика Брандано. Именно эта версия многими специалистами рассматривается как самая верная. Полному физических и творческих сил Леонардо да Винчи исполнился шестьдесят один год, когда его в 1513 г. призвал в Рим Джулиано Медичи - брат и ближайший соратник Папы Римского Льва X - для написания портрета своей возлюбленной, синьоры Пачифики Брандано. Пачифика, вдова испанского дворянина, имела мягкий и веселый нрав, была хорошо образованна и являлась украшением любой компании. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано, сблизился с ней, свидетельством чему явился их сын Ипполито. Но ему хотелось иметь и ее портрет.

В папском дворце для Леонардо была оборудована прекрасная мастерская с подвижными столами, с рассеянным светом, во время сеанса играла музыка, пели певцы, шуты читали стихи, и все это для того, чтобы Пачифика сохраняла постоянное выражение лица. Пачифика на картине была как живая, что изумило зрителей. Правда, у некоторых нередко возникало чувство страха, им казалось, что вместо женщины на картине может возникнуть чудовище, какая-нибудь русалка. Да и "лунный" пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное, нечеловеческое. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики останавливала, завораживала, тревожила и звала зрителя. Кстати, подобная улыбка была присуща самому Леонардо. Об этом можно судить по работам его учителя Вероккио - картине "Товия с рыбой" и статуе Давида, при создании которых натурщиком являлся ученик с его характерным насмешливым выражением лица. Может быть, это обстоятельство позволило в наше время предположить, что моделью для "Джоконды" явился сам автор, т.е. картина - его автопортрет в женском одеянии. Компьютерное сравнение картины с известным автопортретом, исполненным красным карандашом и хранящимся в Турине, не опровергло этого предположения.

Судьба Пачифики была очень непростой. Ее брак с испанским дворянином был недолгим - муж скоро умер. Джулиано Медичи не захотел взять в жены свою любовницу, но вскоре после женитьбы на другой женщине умер от чахотки. Судьба людей, близких Пачифике, оказалась трагической. Видно, она обладала силой притягивать к себе мужчин и, увы, забирать их энергию и жизнь. Говорят, что ее прозвище было Джоконда, что означает Играющая. И она действительно играла людьми, их судьбами.

В Риме Леонардо работал над портретом Пачифики три года. Он продолжал вносить изменения в картину, с точки зрения любого стороннего наблюдателя совершенно законченную. Но какая-то сила заставляла его продолжать работу, хотя нередко накатывалась усталость и апатия, ранее никогда ему незнакомые. Правая его рука начала трястись все сильнее и сильнее. Хотя он с детства был левшой и часто попадал из-за этого под насмешки, связанные с суеверием, что левой рукой водит сатана или нечистая сила, работать ему было все трудней и трудней.

В Болонье на встрече недавно вступившего на французский престол Франциска I с Папой Римским Львом X в знак их примирения пара передал королю драгоценный подарок - самого Леонардо. Перед отъездом из Рима во Францию великий мастер посетил умирающего от чахотки Джулиано Медичи, вернувшегося после свадьбы на родине. Джулиано оставил портрет Пачифики художнику. Может быть, Джулиано хотел компенсировать Леонардо утрату здоровья, постигшую его.

"Медичи меня создали и разрушили", - заметил в дневнике Леонардо, сокрушаясь по поводу своего резко ухудшившегося здоровья. Но не Медичи явились причиной разрушения мастера, а синьора Пачифика, роковые качества которой наложили отпечаток на его дальнейшую жизнь. Этому способствовало само общение с ней, а затем - ее живописное воплощение, произведенное Леонардо. Гениальность художника заключалась не только в точном воспроизведении облика модели, но в необыкновенной по достоверности передаче ее роковой сущности. Когда уже во Франции король купил картину, Леонардо уговорил его оставить портрет с ним, мотивируя свою необычную просьбу необходимостью его доделки. Ах, зачем король удовлетворил просьбу автора?

На службе у французского короля Леонардо проектировал пышные празднества, новый королевский дворец, канал между реками, но все это было совсем не того уровня, что раньше. За год до смерти он написал завещание. Прежде такой энергичный, Леонардо сильно сдал. В возрасте 67 лет титан Возрождения угас.

На этой печальной ноте завершим наше путешествие во времени и вернемся в XX век, который не только дал толчок исследованиям личности, изображенной на картине "Джоконда". Этот век является веком огромных достижений в области парапсихологии. Известный нейропсихиатр Ш. Карагулла, работая с экстрасенсами суперкласса, в результате многих и надежных исследований в США, Канаде, Англии установила, что некоторые люди имеют уменьшенный по сравнению с остальными объем ауры и могут являться поглотителями жизненной энергии своих близких, вызывая их недомогания. Она их назвала саперами, сейчас такие люди чаще называются энергетическими вампирами. Мой собственный опыт обследования сотен таких людей также подтверждает исследования Ш. Карагуллы.

Уверен, что Пачифика являлась энергетическим вампиром - поглотителем жизненной энергии других людей. В ее портрете Леонардо сосредоточил квинтэссенцию собственных достижений на пути приближения к реальности. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в совершенно естественных позах, это и знаменитое "сфумато" - рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, и совершенное использование светотени, это и необычайно тонкая проработка деталей, и загадочная улыбка портретируемой женщины. И, наконец, самое главное - верная передача сокровенной сути объекта живописи. Известный исследователь искусства А.Эфрос назвал картины Леонардо да Винчи живыми организмами. И это очень верно. В данном случае своим необыкновенным талантом Леонардо создал действительно живое творение, дав долгую, продолжавшуюся до наших дней жизнь Пачифике со всеми ее характерными особенностями. Как Пачифика была энергетическим вампиром по отношению к людям, так и ее портрет до сих пор поглощает, подобно черной дыре, энергию зрителей, пытающихся глубоко проникнуть в замысел автора. При кратковременном контакте человека с подобными картинами может возникать проявление синдрома Стендаля, а при длительном - синдрома хронической усталости.

Но некоторым людям кажется, что от луврской "Моны Лизы" изливается благодать, ведь картина столь совершенна. Им представляется, что это обобщенный и завершающий ряд изображений мадонн, созданный великим художником. Но почему при таком обобщении исчез младенец Христос и откуда весь мрак, ведь все мадонны Леонардо приятны наружностью и вполне жизнерадостны? Ну а то, что слово "мона" - по-итальянски сокращение от "мадонны", ничего не значит, ведь другим его значением является "хозяйка".

К сожалению, в массовом сознании этот портрет также связывается с чем-то романтичным, возвышенным. Недаром его репродукции можно увидеть во многих книгах, календарях, рекламных буклетах. Даже выпускается вино марки "Мона Лиза" и созданы романтичные песни с таким названием. Все это - последствия ошибки Вазари. Правда, это нисколько не меняет мнения о том, что "Джоконда" - самая знаменитая картина мира. Раскрытие тайны личности изображенной на ней женщины только укрепляет это мнение, хотя и лишает портрет возвышенности.

"Джоконда" достойна навечно быть включенной в список чудес света, даже если этот список будет содержать всего дюжину позиций.

Еще один вопрос представляет интерес: если луврская "Джоконда" не является портретом Моны Лизы, то где же он? Ведь известно, что, живя во Флоренции, Леонардо около 1503 года написал ее портрет. По мнению многих специалистов (в их числе - Ф.Бруни, А.Сомов, М.Гуковский), Мона Лиза Джокондо изображена на картине "Коломбина", находящейся в Санкт-Петербурге в "Эрмитаже". Этот портрет вполне соответствует описанию Вазари - изображенная женщина молода и красива. Ничего рокового в ней нет, а есть буйство жизни в окружении расцветающей природы.

Инна ТААЛЕР
(По материалам архивов)