Вновь выступаю, как эксперт

11.09.2012

26 ноября 2007
 
  Офисные  бои по правилам и без

Имея детально разработанный план, подсидеть начальника или коллегу особого труда не составляет. А вот занять желаемую позицию удается единицам.

Как бы подсидеть начальника, который мешает продвинуться по карьерной лестнице, или коллегу? Именно об этом думают миллионы офисных служащих, включая утром компьютер на своем рабочем месте. Подсиживание во многих компаниях - вещь довольно распространенная. ‘Одни подсиживают целенаправленно (назовем их подсидчиками-карьеристами), другие - неосознанно. Первые преследуют конкретную цель, вторые - компенсируют потребность в самоутверждении, уважении и даже порой в самореализации. Они подсиживают не ради результата, а ради самого процесса’, - уверен Андрей Серов, психолог и бизнес-консультант.
Цели у ‘подсидчиков-карьеристов’ бывают разные. Даже благородные - кто-то, в конце концов, может бороться с начальником-самодуром. А вот методы, как правило, схожие. Их объединяет стремление дискредитировать шефа в лице вышестоящего начальства. А уж как это сделать, зависит от ситуации и от личной фантазии.
‘В одной крупной строительной корпорации простой менеджер по продажам сделал себе карьеру. Ему убедительно удалось сыграть роль незаменимого и перспективного работника. Плюс в компании началась реорганизация. В итоге за сравнительно короткий срок он сумел подняться сначала до начальника отдела, а затем вообще стать третьим лицом корпорации’, - рассказывает Андрей Серов.

Расчет - дело тонкое

Правда, увлекаясь процессом, многие забывают, что подсиживание - дело стратегическое и требует видения на несколько шагов вперед. ‘Наблюдал такую ситуацию. Молодой человек работал в отделе продаж. И ему очень хотелось занять место начальника отдела. Он стал неформальным лидером, собрал вокруг себя единомышленников, объединив практически весь отдел. При этом активно работал, заслуживая одобрение начальства. Всячески демонстрировал непрофессионализм своего шефа. И - о чудо! - начальник отдела написал заявление об уходе, - говорит Андрей Серов. - Бунтарь-подсиделец ходил с высоко поднятой головой и со дня на день ожидал нового назначения. Дождался... В один прекрасный день на пороге появился новый начальник отдела. А ведь информация о новом назначенце лежала на поверхности. Служба персонала около месяца искала кандидата на эту должность, давала объявления, проводила собеседования’.
Юлия Теплякова, генеральный директор языковой школы Guru Way, уверена: ‘Не нужно стремиться обойти всех начальников. С талантливым нужно дружить, так как в движении наверх он может захватить вас с собой’.

Все средства хороши

Частенько в погоне за властью ‘подсидельцы-карьеристы’ прибегают и к откровенно мошенническим способам и подставляют начальника или коллегу. ‘В нашей строительной фирме был отдел, состоящий из руководителя и трех менеджеров. Один из менеджеров ради того, чтобы занять место начальника, представил ее действия, по сути, как воровство. Он сделал так, что по отчетности выходило, будто руководитель совершала ‘левые’ сделки, а именно - занималась продажами строительных материалов, а вырученные деньги на счет компании не переводила, - рассказывает секретарь Светлана. - Естественно, ее уволили, а того менеджера, который подставил, назначили руководителем отдела’.
‘Подсидельцы-карьеристы’ имеют четкую цель и знают, каким должен быть результат. Они выстраивают план последовательных действий. Поэтому в попытках подсиживания они намного успешнее, чем те, кто подсиживает своего линейного коллегу ради процесса и дополнительного драйва на работе. Тем более, что усилий последним приходится прилагать значительно больше. Тут одной дискредитацией на словах не обойдешься. Придется все доказывать на собственном примере. ‘Чтобы доказать, что ты лучше своего коллеги, нужно работать больше, быстрее и лучше его. Для этого необходимо подчинить свою работу тайм-менеджменту, четко планировать рабочий день, проводить мониторинг своей работы: что сделано, когда и с какими результатами. Делают это единицы, поэтому именно это окажется козырем, - делится Юлия Теплякова. - Нужно себя подчинить строгой дисциплине и выполнять как минимум на 20% больше работы, чем тот, с кем ты ведешь борьбу. А для этого придется из дома выходить в семь-восемь утра, а возвращаться ближе к10-11 вечера’.

Добро или зло

На первый взгляд, подсиживание создает внутри коллектива конкуренцию и заставляет работать по-максимуму. Однако если приглядеться, начальство, по сути, ничего от этого и не получает. Положительный эффект будет кратковременным, а аппетиты подсидчика будут расти вместе с его продвижением по карьерной лестнице (в конце концов, чтобы обезопасить себя, топы его уволят и наймут на работу нового человека). К тому же руководители, которые пришли к власти ‘по головам’, редко пользуются уважением в коллективе. ‘Такой начальник все время будет чувствовать себя в напряжении. Он начнется искать в каждом подчиненном врага, ведь сам когда-то кого-то подсидел, а значит, завтра это может случиться с ним’, - заключает Юлия Теплякова.
Юлия Теплякова, генеральный директор языковой школы Guru Way, уверена: если поддерживать в подчиненных страсть к подсиживанию, в скором времени руководитель останется без надежной опоры в коллективе.

Десять рекомендаций всем, кто хочет подсидеть коллегу или начальника

1 Станьте неформальным лидером коллектива. Это позволит, во-первых, манипулировать мнением коллег, а во-вторых - затеряться среди них. Шефу будет намного сложнее вычислить подсидчика.
2 Настройте команду против объекта подсиживания. Кто постарался, чтобы в прошлом месяце урезали премиальные? Конечно, начальник. Легче легкого сыграть на внушаемости людей и на их потребности найти козла отпущения. И вот вскоре во всех земных бедах будет виноват руководитель, а озлобленный коллектив, сам того не зная, превратится в мощное оружие против шефа.
3 Запускайте слухи и сплетни. В ход идет все: подробности личной жизни, доверенные ранее ‘по секрету’ сведения, мнения об объекте с прежнего места работы. Но ничто так не действенно, как слух, что человек ищет другую работу.
4 Подвергайте сомнению профессионализм. Стоит только раз высказать сомнение в компетентности объекта, как оно начинает обрастать деталями со скоростью снежного кома. Особенно, если систематически подливать масла в огонь, ведь безошибочно не работает никто.
5 Устраивайте латентные (сидячие) забастовки. Коллектив вдруг начинает хуже и медленнее работать. А со стороны выглядит, будто все буквально горят на работе. Через некоторое время озадаченного начальника обвинят в том, что он не смог организовать коллектив и правильно поставить задачу, и предложат поискать другое место работы.
6 Постоянно указывайте на ошибки объекта подсиживания и подчеркивайте свои успехи. От подсидчика требуется не так много: замечать самому и акцентировать на них внимание руководства, одновременно предлагая варианты, как их можно было бы избежать.
7 Со всеми вопросами обращайтесь к вышестоящему начальству. Вскоре оно начнет считать руководителя некомпетентентным и задастся вопросом: ‘Если мы выполняем его функции, то за что мы платим ему деньги?’
8 Давайте заведомо невыполнимое задание. Беспроигрышный способ для руководителя, который хочет избавиться от какого-то работника.
9 Выполняйте аналогичную работу быстрее и лучше, чем коллега. Выжить его с работы таким образом удастся вряд ли, а вот обойти конкурента в борьбе за повышение - вполне реально.
10 Совершайте махинации с документами и отчетностью. Цифры - вещь опасная. Малейшая ошибка - и человек выглядит вором, коррупционером. Взяв заветные бумаги в руки, отправляйтесь прямиком к начальству. Иные руководители считают, что украсть может каждый, поэтому без особых разбирательств просто увольняют ‘вора’.

P.S. Редакция не рекомендует воспринимать вышеизложенные способы как прямое руководство к действию. Однако ознакомиться с ними надо: ведь это те методы, которые, возможно, будут использованы против вас.

Есть мнение

Наталья Староборова, независимый консультант по организационному развитию:
‘Я считаю, что подсиживание в любой форме - это однозначно опасное для компании явление. Ведь если начальство поддерживает подсиживание, осознанно или неосознанно, оно формирует корпоративное правило: важно не дело, а то, кто более умел и удачлив в интригах. Я абсолютно уверена: нет ‘честных методов’ подсиживания. Они абсолютно все в той или иной мере предусматривают сделку с совестью. Причем подсиживание - это бег по кругу. Ты подсидел, потом подсидят тебя, потом подсидят того, кто подсидел тебя - и так до бесконечности. Поэтому, прежде чем ‘санкционировать’ подсиживание в коллективе, любой топ-менеджер должен четко понимать, какие долгосрочные последствия он провоцирует’.

Наталья Белашова, руководитель отдела по подбору персонала ООО ‘Коулмэн сервисиз Санкт-Петербург’:

‘Надо признать, что подсиживание больше распространено в больших компаниях со сложной структурой. И даже есть такие компании, в которых оно приветствуется. Некоторые руководители и топ-менеджеры таких компаний придерживаются мнения, что подсиживание создает конкуренцию, а это, в свою очередь, раскрывает скрытые резервы в сотрудниках. Они начинают активнее работать, ищут необычные решения и подходы. Но, на мой взгляд, откровенное подсиживание порождает нездоровую конкуренцию. В таких коллективах люди постоянно напряжены и находятся в эмоционально сложной обстановке’.

Свиридова Вера